Оленька (lady_aver) wrote,
Оленька
lady_aver

О видах и типах издания в современном мире

Кто из писателей не мечтает о славе? Вопрос риторический. Мечтают все. Тем не менее также все – кто-то в большей, кто-то в меньшей степени – понимают, что издание книг в 21 веке отличается от издания книг в веке 20-м. Насколько сильно? Что именно изменилось и какова тенденция этих изменений?
Чтобы ответить на эти вопросы, сначала взглянем на цифры.
Статистика классического (офсетного, тиражного) книгоиздания такова. По данным Роспечати, в 2013 году в России выпущено чуть менее 120000 наименований книг в виде бумажных тиражей. Даже если не учитывать научную литературу, которая не всегда поступает в продажу, остается почти 100 тысяч наименований книг, которые не помещаются на полках книжных магазинов. Средний магазин по России – это 2-5 тысяч наименований, в крупных городах – 10-20 тысяч, и лишь в столицах (Москва, Санкт-Петербург) есть магазины, которые заявляют о наличии 60 тысяч наименований и более. Но даже в них помещается не все: не забывайте, что есть книги, изданные в предыдущие годы!
Иными словами, на полки попадает 1-5% изданных классических бумажных книг.
Что это за книги? В первую очередь книжные магазины берут книги известных авторов, бестселлеры. Их логика понятна: они стремятся минимизировать риски. Соответственно, новые имена и произведения при таком подходе попадают на прилавки по остаточному принципу.
Вы все еще хотите начинать с этого способа издания?

Какие альтернативные способы издания существуют?
Несколько слов о возможных вариантах издания и реализации книг через Интернет-магазины.
1. Авторская книга.
Подобная система продаж реализована на многих известных порталах- таких, как proza.ru, samlib.ru, napisanoperom.ru (можно даже продавать книгу самостоятельно). Этот способ публикации абсолютно бесплатен для автора. Как правило, для того, чтобы им воспользоваться, достаточно зарегистрироваться, через свой личный кабинет закачать обложку (если есть), аннотацию и отрывок (если необходимо), прикрепить полный текст произведения и вуаля! После этого книга появляется среди Авторских книг и доступна для прочтения, рецензирования и (на napisanoperom.ru) продажи.
Плюсы:
- бесплатно;
- просто для использования;
- произведение размещается быстро.
Минусы:
- не присваивается ISBN;
- произведение появляется лишь на одном сайте (на котором вы разместили);
- произведение доступно для скачивания и/или чтения лишь в тех форматах, в которых вы его разместили.

2. Издание и реализация книги в бумажном виде по системе print-on-demand (книги по требованию).
Если кратко, то это возможность продавать книги в бумажном виде, не печатая тираж. Для тех, кто не знаком с данной технологией, это звучит удивительно, но тем не менее подобный способ издания существует в России уже несколько лет и к настоящему времени хорошо себя зарекомендовал, а технологии стали дешевыми и отлаженными. Работает это так: в Интернет-магазине появляется обложка, аннотация и отрывок книги, которая доступна для покупки в виде бумажной. Если произведение заинтересовало – можно тут же сделать заказ. Книга печатается в одном экземпляре в течение 1-3 суток и отправляется заказчику по почте.
Этим занимаются Издательство Написано пером, Свое издательство, Буквика и парочка других.
Плюсы:
- присваивается ISBN;
- продается в нескольких Интернет-магазинах (у Написано пером точно, у Буквики - в расширенном пакете услуг, у Своего - только в их магазине);
- тираж не надо печатать, но книга всегда есть в наличии;
Минусы:
- требуются обложка и макет, изготовленные по техтребованиям (самостоятельно или заказанные в издательстве);
- необходимо приобретение ISBN.

3. Электронная книга.
Это книга, изготовленная в форматах, которые воспринимают электронные устройства: ридеры, смартфоны, планшеты. До сих пор (даже среди некоторых издателей) бытует мнение, что полиграфический оригинал-макет – это и есть электронная книга. Однако это заблуждение. У электронной книги, в отличие от полиграфического макета, не статическая, а так называемая «жидкая» верстка, которая обеспечивает интерактивность и адаптируется под нужды устройства и пользователя.
Классический "евростандарт" e-book это 4 основных формата: epub, mobi, fb2 и интерактивный pdf.
Услуги по верстке в pdf предлагает подавляющее большинство издательств, но "полный пакет" в соответствии с требованиями в том числе и зарубежных партнеров предоставляют отнюдь не все.
Плюсы:
- присваивается ISBN;
- обеспечивает максимальное распространение в Интернет-магазинах;
- стоимость книги для пользователя меньше, чем у бумажной книги;
- требования к обложке минимальны.
Минусы:
- требуется макет, изготовленный по техтребованиям (самостоятельно или заказанный в издательстве);
- необходимо приобретение ISBN.

Итак, теперь вы можете выбрать соответствующий вашим задачам способ издания

Публикация в Авторских книгах бесплатна, не требует от вас макета, обложки и ISBN, но дает возможность предъявить читателям отрывок произведения, увидеть их оценки и комментарии. Это может оказать важную услугу, если вы планируете дорабатывать произведение (или сомневаетесь, стоит ли подвергать его профессиональной редактуре и корректуре). Одновременно произведение может и продаваться.
Стоит подчеркнуть, что последнее чрезвычайно важно и существенно отличает такой способ получения читательского отклика от размещения произведения на тех Интернет-ресурсах, которые показывают его полностью и позволяют скачивать «нахаляву». Почему? Да потому что если вы расцениваете такую публикацию как пробу и трамплин для будущего покорения издательских эверестов, то должны всячески избегать появления вашего детища в свободном доступе. В противном случае будущие продажи могут пострадать, причем пенять вам придется не на пиратов, а на себя.
Если же вы хотите большего и продажи авторской книги на одном сайте вам недостаточно, то вам необходимы профессионально сделанные макет, обложка и международный книжный номер ISBN. Без этого Интернет-магазины – торгуют ли они бумажными или электронными книгами – ваше произведение не возьмут.

Разберем все необходимые условия подробнее:
1. Макет.
1.1. Редактура и корректура.
Макет, по большому счету, это текст и его оформление (верстка). Поэтому первое, что вы должны для себя решить – нуждается ли этот текст в редактуре (выявлении редактором смысловых и логических ошибок, ляпов, проверке грамматических конструкций и структуры текста) и/или корректуре (проверке орфографии и пунктуации). Если сомневаетесь – дайте знакомому профессионалу (редактору, корректору), чтобы он посоветовал делать/не делать. Или можете попробовать попросить редакцию произвести пробную корректуру или редактуру текста (неск-ко страниц). В Написано пером точно есть такая услуга, в Спутнике вроде раньше была..
1.2. Верстка.
Как уже было написано выше, макеты для бумажного и электронного изданий – разные.
Электронное издание (электронная книга).
Макет для электронного издания должен быть сделан в форматах mobi, fb2, epub, pdf (это минимальный пакет для передачи книги в западные Интернет-магазины. Некоторые российские магазины принимают по принципу «как есть» и конвертируют сами, но насколько корректно будут отображаться полученные форматы в различных электронных устройствах, предугадать невозможно). Сразу скажем, самостоятельно подготовить макет по всем необходимым техтребованиям во всех указанных форматах для электронного издания весьма затруднительно. Если файл имеет нужное расширение (например, mobi) – это не гарантирует корректного содержания. Простой пример: даже такой, казалось бы, знакомый российским пользователям формат, как pdf в подготовке для электронной книги – и то имеет свои особенности, позволяющие продукту приобрести свойства интерактивности.
Бумажная книга (подготовка для print-on-demand)
Макет для бумажного издания (верстку) можно подготовить самостоятельно, если вы являетесь опытным пользователем Microsoft Word. Для этого необходимо сделать верстку в Word, после чего преобразовать в pdf. Итоговый файл должен соответствовать следующим требованиям:
Требования к текстовому блоку:
– Формат текстового блока 140x200мм или 130х200мм;
– PDF книжного блока должен быть постраничным;
– Все страницы в блоке должны иметь одинаковый размер;
– Минимальные размеры полей в текстовом блоке: корешковое – 19 мм, верхнее – 13 мм, боковое – 13 мм, нижнее – 13 мм.
Общие требования к макету:
– PDF-файлы не ниже PDF v1.3. Проверьте, чтобы файлы НЕ содержали:
– невидимые объекты;
– закладки;
– комментарии;
– OPI коды;
– пароли или зашифрованные файлы;
– внедренные графические объекты с метками реза, шкалами и другой служебной информацией.

2. Обложка.
Требования к обложке для электронных книг и для бумажных (print-on-demand) также различаются. И если верстка электронных книг сложнее, чем верстка бумажных, то с обложкой дело обстоит ровно наоборот. Для электронной книги нужна лишь лицевая часть обложки без каких-либо особых технических требований. А для бумажных – разворот обложки, включающий заднюю сторону, корешок и лицевую часть, сделанные под формат, с запасом под обрез и с расчетом толщины корешка в зависимости от кол-ва страниц в текстовом блоке.
Требования к обложке для print-on-demand:
– Файл PDF должен содержать разворот обложки;
– Размер корешка на обложке должен строго соответствовать толщине блока;
(Кол-во стр. * 0,0572 = размер корешка);
– Обложка должна иметь вылеты под обрез с каждой стороны по 5 мм;
– Расстояние от обреза до текста минимум 6,5 мм;
– На корешке расстояние от линии сгиба до текста составляет 2 мм.

В общем, варианты есть, причем даже бесплатные. Выбор обширен, господа писатели, и это не может не радовать!:)
Tags: print-on-demand, авторские книги, бесплатное издание, виды издания, издание книг, издательства, издать свою книгу, печать по требованию, требования издательств, электронные книги, электронные форматы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments